1 Сентября 2017

Интервью с Председателем Правления

«Пойдём!» — это не просто банк...



Председатель Правления банка «Пойдём!» Инна Рябова:
«Пойдём!» — это не просто банк...
Банк «Пойдём!» предоставляет услуги в сфере потребительского кредитования более десяти лет. О банковском рынке, особенностях работы «Пойдём!» и планах на будущее мы побеседовали с Председателем Правления АО КБ «Пойдём!» Инной Рябовой.

− Инна, уже на протяжении нескольких лет в банковской сфере наблюдается кризис, банки лишаются лицензий. Как «Пойдём!» справляется с этой ситуацией?
− Кризис, о котором Вы говорите, стал особенно ощутим для нас в 2013 году, когда резко ухудшилась платежеспособность населения, и, следовательно, возросли потери по кредитному портфелю, а кредитование — основа нашего бизнеса. Имеющихся доходов было недостаточно для поддержания деятельности, ведь у нас большая сеть отделений. Нельзя приостановить выплату зарплаты сотрудникам, аренду помещений и т.п., ожидая «лучших времен». Мы искали альтернативные возможности — думали поддерживать сеть за счет продажи партнерских продуктов, но пришли к выводу, что без кредитов мы не справимся. И сосредоточились на своих возможностях — провели «генеральную» уборку в расходах, сократили все, что не имело жизненно важного значения для бизнеса, внедрили новые продукты и услуги, много работали с сотрудниками для увеличения объема продаж.
На настоящий момент Банк «Пойдём!» является одним из самых эффективных банков в стране, это подтверждают рейтинги по рентабельности, опубликованные известными рейтинговыми агентствами.
− Была ли при этом конкуренция со стороны государственных банков?
− Конкуренция есть всегда. У госбанков традиционно более низкие ставки, но при этом и более жесткие требования к заемщикам. Зато у нас выше качество услуг и длительная история отношений с клиентами. В области потребительский кредитов конкуренция с госбанками не является основополагающей.
− А что Вы считаете самым большим достижением Банка «Пойдём!»?
− Безусловно, это уникальная модель кредитования. Созданная в 2005-2006 году, она прошла испытание временем, методом проб и ошибок мы пришли к желаемому результату, и до сих пор уверены в ее эффективности. С одной стороны, это слабо масштабируемая модель, требующая постоянных вложений средств и усилий, с другой стороны — скопировать ее крайне сложно, что обеспечивает нам существенные конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе.
− В чем основная сложность поддержания этой модели?
− Мы делаем ставку, прежде всего, на наших сотрудников. На мой взгляд, основа успеха любого дела — это люди, но в нашем случае, это чувствуется особенно остро. Для компании хорошие специалисты, профессионалы своего дела, умеющие работать в командах — это возможность оперативно реагировать на внешние изменения, адаптироваться под них, вовремя отследить все подводные камни при установлении новых правил. Благодаря этому мы в том числе достаточно быстро осваиваем новые территории.
− Какие продукты сейчас наиболее востребованы потребителями?
− Лидером, конечно, было и остается кредитование. И сейчас нам важно привлекать новых клиентов за счет расширения продуктового предложения. Например, недавно мы запустили кредитный продукт с увеличенной суммой, по более низкой ставке. Это предложение ориентировано на клиентов, которые традиционно не являлись нашей целевой аудиторией. Кроме того, мы сейчас исследуем возможность предлагать клиентам ипотеку и кредитование малого бизнеса.
− Когда встает вопрос: выдать или не выдать кредит, какую роль играет интуиция сотрудников?
− Интуиция — это прежде всего накопленный опыт, способность его анализировать и эффективно использовать. Безусловно, это важнейшая компетенция финансового консультанта. При этом, кроме собственного суждения, сформированного в ходе беседы с клиентом, финансовый консультант использует как доступные во внешних источниках данные, так и внутренние технологии Банка, которые мы постоянно совершенствуем. Принципиальными моментами для принятия решения является оценка и проверка платежеспособности клиента, и его готовность нести обязательства по договору с полной ответственностью. Все вроде бы просто, но каждый клиент — это отдельная история, масса нюансов, из которых сотрудник должен взять самое важное для себя в течение максимум полутора часов. На то, чтобы стать высококлассным консультантом, у сотрудника уходит не один год.
− И все-таки случается, что консультант ошибается, и человек перестает выплачивать долг по кредиту. Каких случаев здесь больше: не хочу или не могу?
− Бывает по-разному. «Не хочу» проявляется почти сразу — человек перестает платить уже месяца через три после получения денег. «Не могу» — это когда заемщик возвращает долг дисциплинированно, но у него возникают обстоятельства, когда он временно становится неплатежеспособен и задерживает выплаты. Это может случиться на любом этапе погашения кредита.
− Что для Вас лично важно в каждом сотруднике банка? Какого человека Вы бы с удовольствием приняли на работу, а какому бы отказали?
− Для меня в человеке важны две составляющие: это энергетика и соответствие личности сотрудника ценностям и духу компании. Энергетику достаточно просто почувствовать даже при первой встрече, просто в разговоре. Когда человек «заряжен», способен работать с самоотдачей, действовать самостоятельно в условиях неопределенности, при этом проявляет искренний интерес к собеседнику, это нельзя подделать, «изобразить» по необходимости. Что касается ценностей, то принципиальна ориентация на бизнес-результат и открытость. Интриги и «подковёрные игры» в нашей команде очень быстро пресекаются, и склонный к этому сотрудник вряд ли задержится в Банке надолго.